Стартап, как составляющая современного бизнеса, сегодня является весьма популярным и модным направлением. О нем много пишут и говорят, печатаются книги, проводятся всевозможные тренинги и запускаются специальные интернет ресурсы. Что же собой представляет это новое веянье? Какова его специфика и основное предназначение?
ПОНЯТИЕ И СФЕРЫ СТАРТАПА
Термин «стартап» имеет английское происхождение и дословно означает «запускать» (start up). Называют только что созданную или находящуюся на этапе создания компанию. Это своего рода новый бизнес-проект, основной целью которого, конечно же является развитие, успех и получение прибыли. Но отнюдь не каждый вновь организованный бизнес можно назвать стартапом, под этот термин попадает только небольшая часть проектов, создающихся с нуля.
Главной особенностью стартапа является инновационность, оригинальность и нестандартность. Важно, чтобы такого продукта или идеи еще не существовало. Сфера для создания инновационного бизнеса может быть абсолютно любая, главное, чтобы это привлекало большую количество людей, а, следовательно, финансирование и доход. Наиболее популярные и оригинальные проекты в наше время создаются в нише информационных и компьютерных технологий. Актуальными являются стартапы в сфере экологии, так называемые «зеленные технологии, в отрасли энергосбережения, биотехнологий и генной инженерии, здравоохранения и фармацевтики.
Стартаперы – амбициозные и целеустремленные люди, работающие над созданием и развитием инновационных бизнес-идей. Термин «стартапер» в некотором роде можно считать синонимом названия «предприниматель», так как стартап по сути является полноценным бизнесом. По роду деятельности стартапер может быть не только бизнесменом. Это любой специалист, который занимается созданием и развитием идеи – инженер, дизайнер, программист, экономист и т.д.
Самыми известными и успешными стартаперами в истории является создатель корпорации Windows Бил Гейтс и основатель соцсети Facebook Марк Цукерберг.
ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ И УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ СТАРТАПА
Как правило, создание и развитие стартапа состоит из пяти основных этапов:
- Pre-Seed stage (посевной). Поиск и обдумывание идеи, важно чтобы она была инновационной и уникальной, аналогов которой еще нет в мире бизнеса. Проводится анализ существующего рынка и изучения спроса, написание бизнес-плана и техзадания, создание логотипа и его тестирование, поиск финансирования.
- Startup Stage (запуск). Продукт или услугу можно выставлять на рынок, если найден инвестор. В рыночных условиях важно проявить упорство, показать преимущество идеи перед аналогами и обойти конкурентов. Данный этап наиболее рискованный, ведь если стартап не заинтересует целевую аудиторию, на этом его история может завершиться.
- Growth Stage (рост). Выстояв в борьбе с конкурентами, продукт новоиспеченного бизнеса начинает завоевывать свою рыночную нишу. Это время выхода на точку так называемой безубыточности и постепенного приношения ожидаемой прибыли.
- Expansion Stage (расширение). После достижения и реализации поставленных в бизнес-плане целей, важно продолжать продвигать стартап на новых рынках, а также в других странах. При стабильном спросе на продукцию или услуги, при расширении бизнеса, будут расти доходы.
- Exit Stage (выход). При достижении пика развития стартапа, осуществляющие финансирования инвесторы, продают свою долю более крупным компаниям, получая, таким образом, солидную прибыль. Именно для этого они и вкладывали свои деньги. Некоторые инвесторы не делают такой шаг, а оставляют свою часть в бизнесе для постоянного доходного источника.
ПЛАТФОРМЫ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В СТАРТАП
Бесспорно, одним из самых важных этапов в создании и развитии является привлечение инвесторов, ведь без начального капитала продвинуть инновационную идею просто невозможно. Вариантов поиска инвесторов существует много, но один из самых простых и востребованных является использование специальных платформ. При их использовании уходят на второй план такие формальности, как оформление юридического лица. Как правило, достаточно просто оформить грамотно профайл бизнес-проекта, отправив его администратору сайта платформы на одобрение.
Таких платформ существует очень много, выделим несколько самых популярных:
- Kickstarter - Одна из самых первых платформ, востребованных на сегодня, позволяющая получать финансирование на благотворительной основе креативных и инновационных проектов.
- Indiegogo - Помогает собирать деньги не только на креативные идеи, а также на различные стартапы, благотворительность, хобби и другое.
- Rockethub - Работает на благотворительных основах, финансирует новые креативные и нестандартные идеи, благодаря специальным программам позволяет кооперироваться и контактировать между собой всем участникам.
Если у вас есть нестандартная и оригинальная идея для бизнеса, не бойтесь пробовать ее реализовать. На первый взгляд может показаться, что создание и развитие стартапа процесс сложный, масштабный и рискованный. Да, бесспорно, риски в любом начинании существуют всегда. Но если ваша идея инновационная и действительно интересная, а вы амбициозны и целеустремлены, то успех и хорошая прибыль гарантированы!
За последние годы было представлено большое количество стартапов со всех уголков нашей планеты. Свой процент успешных проектов имеют также и наши соотечественники. Вот несколько примеров из последних наиболее успешных украинских стартапов:
Hushme – гарнитура для смартфона, которая делает разговоры по телефону неслышными для окружающих. Проект разработан киевлянином Романом Сакуном и конструкторским бюро ARTKB.
PassivDom — дом, напечатанный на 3D-принтере. На 3D принтере печатаются стены, пол и потолок, все остальное добавляется отдельно. Дома PassiveDom оснащены накопителями и резервуарами для хранения воды, солнечными батареями, канализационной системой и необходимой для жизни мебелью.
SenStone – модный кулон, который преобразовывает речь в текст.